+7 (495) 789-35-91 - сеть магазинов
+7 (495) 648-17-68 - интернет-магазин

Марина Смирнова: «Награда – это дети, которые, вырастая, остаются в моей жизни»


Поделиться:

– В 2011 году в проекте участвовало 7 городов, в 2012-м в нем уже приняло участие 2,5 миллиона детей из 83 регионов России. Конкурс начинался как частная инициатива, я не возлагала на него больших надежд. Немецкие коллеги рассказали мне, что в Германии проходит очень популярный конкурс чтецов: дети читают друг другу вслух отрывки из любимых прозаических произведений. Якобы в Германии этот проект изменил ситуацию с подростковым чтением – школьники стали покупать много художественной литературы. Я тогда отнеслась к идее аналогичного конкурса в России скептически, сказала, что у нас чтецких конкурсов довольно много, но их эффективность в плане приобщения детей к чтению неочевидна. Немцы ответили, что конкурс нужен другой, массовый, не приуроченный ни к какой дате, дети должны читать любимые произведения, важен процесс выбора книги для конкурса, он должен быть осмысленным, и главное – читать нужно не поэзию, а прозу. В 2011 году наш русский конкурс назывался «Proversa», что переводится с латыни как «проза». Я хотела обозначить в названии конкурса, что мы декламируем именно прозу, а не стихи. Прозаическое произведение, как правило, читается дольше, нужно больше времени провести наедине с книгой, в прозаическом произведении есть сюжет, который может увлечь подростка, ну и, наконец, большое разнообразие жанров: фантастика, детективы, приключения – каждому школьнику по его вкусу. В России конкурс с самого начала был не таким, как в Германии: наши школьники стали учить произведения наизусть, хотя это не было прописано в положении (немецкие школьники читают по книге!), конкурс получился театрализованным.

Для нас с самого начала было важно, чтобы в жюри приходили люди со стороны. У учителей сложились свои представления о каждом ребенке, поэтому учителя не должны были оценивать своих учеников. Я боялась, что конкурс превратится в конкурс отличников. В итоге в 2011 году в жюри вошли журналисты, писатели, актеры. Они ходили по школам, писали о конкурсе – как следствие, стали присоединяться другие города, появились публикации в СМИ. Всех, кто видел соревнование, удивляли читающие умненькие дети. Взрослые говорят «потерянное поколение», а дети все эти представления взрослых разрушают. Жюри обычно уходило с конкурса со словами: «Мы даже предположить не могли, что современные подростки такие талантливые, начитанные. Мы не были такими, это очень обнадеживающее поколение».

О талантливых школьниках в 2011 году услышали в Правительстве Санкт-Петербурга, позвонили мне и предложили помощь. В итоге нам удалось на Петербургском международном книжном салоне провести финал конкурса, на который приехали дети из 7 городов. Дети собрали 500 зрителей. Зал был битком набит людьми, которые проходили мимо, заглянули и остались.

Вы спрашиваете, что изменилось за эти семь лет? Ответ очень простой: выступления читающих детей перестали удивлять, мы привыкли к чтецким конкурсам, к тому, что современные подростки читают, это стало нормой.

В 2012 году благодаря поддержке заместителя руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимира Григорьева были достигнуты договоренности с Министерством образования и науки, Министерством культуры о патронате и совместном проведении всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Главы всех регионов получили приглашение участвовать. То есть конкурс, конечно, стал таким массовым благодаря мощной государственной поддержке. С 2012 года проект стал развиваться стремительно.

В 2013 году на конкурс приехали первые русскоговорящие иностранцы. В тот год турецкий мальчик Толгу Корайол покорил зрителей декламацией рассказа Драгунского «Заколдованная буква». Для турецкого мальчика, первый год изучавшего русский язык, заколдованными были совершенно все буквы нашего языка. Но его чтение с акцентом, с неправильным интонированием и произнесением большинства слов оказалось отличной интерпретацией рассказа. Стало ясно, что ни незнание языка, ни дефекты речи, ни неуверенность в себе, ни неумение держаться на сцене не будут помехой для чтеца, выбравшего правильный, подходящий ему одному текст.

В 2014 году проект получил множество премий, Президент России Владимир Путин прислал телеграмму, было ощущение подъема и бесконечных возможностей. К 2015 году заявки на участие в проекте пришли из 80 стран! Но тут в конкурс вмешалась политика. Присоединение Крыма и перенос финала из Москвы в «Артек» охладило энтузиазм многих наших зарубежных кураторов. Дети не могли приехать по политическим причинам, журналистам звонили из других стран и просили убрать из материалов имена детей. Это было непростое время, много вопросов, много неожиданных сложностей. Этот год был самым тяжелым для конкурса, я очень боялась, что пик наших достижений пройден, и проект будет постепенно угасать. Но в 2016 году начался новый подъем. Суперфинал на Красной площади, где наших участников награждали Светлана Медведева и Сергей Нарышкин, в жюри вошли Иван Охлобыстин, Сергей Гармаш, Алла Михеева, Александр Домогаров, Андрей Соколов, Михаил Полицеймако, Борис Грачевский, Елена Захарова, Егор Кончаловский и многие другие. В 2016 году у нас впервые появилась возможность лично познакомиться с кураторами нашего конкурса – мы пригласили их в Петербург на специально организованный для образовательный форум. Четыре дня вместе слушали лекции, делились опытом. В 2016 году задумались над тем, что «Живая классика» – не просто конкурс, на его основе должно формироваться детское читательское сообщество. Сообществу нужны были свои места для встреч – в итоге мы создали свои собственные детские лагеря «Живая классика», в которые могут отправиться все желающие (единственное условие: необходимо быть участником конкурса). В лагерях с ребятами преподаватели ГИТИСа занимаются актерским мастерством, писатели учат писать рассказы, режиссеры с детьми снимают фильмы.

В 2017 году у нас появился первый большой и серьезный спонсор – компания «Норникель». Для любого проекта спонсор – локомотив. Нашему проекту «Норникель» стал помогать не только финансово. Для компании очень важно развивать культурную среду в регионах своего присутствия. Норильск – город, из которого не так уж просто выбраться. Единственный способ – самолет, что, конечно, не слишком доступно. Поэтому очень важно, чтобы людям было комфортно в своем городе. В Норильске мы открыли школу актерского мастерства для детей, в которой преподают исключительно педагоги ГИТИСа. Норильчане могут бесплатно пройти курсы по актерскому мастерству, пластике, речи. В школу записалось 753 ребенка – это очень много. Я так долго об этом рассказываю потому, что проведение такой школы в Норильске подтолкнуло нас к разработке программы подготовки к конкурсу, которую теперь мы будем внедрять и в других регионах.

Что еще произошло за последнее время? В Петербурге появился клуб «Живая классика». Участники конкурса встречаются в выходные и ходят вместе в театр, на выставки, на экскурсии, около 300 активных ребят постоянно в этом участвуют. Детей очень сильно развивает общение с другими талантливыми подростками. Подчас оно оказывается более важным, чем общение со взрослыми.

В этом году совместно с приложением Storytel мы записываем аудиокниги с детьми. Сформировали детскую редакцию из участников конкурса – дети пишут и публикуют статьи, делают видеосюжеты.

И один из ключевых прорывов – грант Президента, который мы получили в этом году. Грант позволит посетить очень многие регионы, записать множество видеоуроков и провести вебинары с настоящими профессионалами.

В этом году мы впервые провели Неделю «Живой классики» в библиотеках – проект, которым я горжусь. Мы предложили сельским библиотекарям провести ревизию фондов и найти книги, которые им нравились в детстве или которые они могли бы порекомендовать подросткам, а потом провести встречи с детьми, учителями, родителями и рассказать им об этих книгах. В акции приняло участие более 1400 сельских библиотек! Библиотекари сказали: «Как здорово! К нам сразу столько читателей пришло – все книги разобрали!». Во многих ведь селах нет ни книжных магазинов, ни Интернета. Единственным местом, где водятся книги, остается библиотека. Значимость сельских библиотек ни в коем случае нельзя преуменьшать.

Если говорить о результатах проекта, то за 7 лет участники прочитали огромное количество книг. И появились книги, которые дети перестали выбирать, потому что их и так все знают. В список книг, которые «все знают» попало огромное количество совершенно неочевидных произведений, которые были прочитаны детьми именно благодаря конкурсу. Каждый год дети массово читают тексты победителей конкурса прошлого года – так появляются тренды. Недавно мы поняли, что круг чтения подростков можно формировать. Влиять на то, что читают дети, не так уж и сложно. Вышел в этом году в финал Данила Сударушкин с рассказом Битова «Моя зависть», а на днях в эфир на радио другая участница конкурса принесла томик Битова со словами «сейчас читаю». И знаю, что Алексей Лямин Битова читал и многие другие дети тоже. И с Искандером, Голявкиным так же произошло. И Ричарда Баха прочитали и почти всю очевидную зарубежную классику. Спросишь участников конкурса, какие книги им нравятся, и они без запинки выпаливают несколько хороших произведений – у них вопрос о книгах не вызывает трудностей. И на вопрос, читающая ли у нас страна, участники конкурса отвечают, что, конечно, да. И пусть таких активных и читающих детей не так уж и много относительно общего количества школьников в стране, но их достаточно, чтобы вернуть России репутацию одной из самых читающих стран. Эти дети гордятся своим участием в конкурсе, они на просьбу «поговори что-нибудь в микрофон» читают отрывки из Чехова и Зощенко. Достижение ли это? Думаю, да.

– Особенностью конкурса в самом начале его пути Вы называли то, что он направлен не столько на соревнование, сколько на самовыражение ребенка. Ваши принципы не изменились?

– Я бы сказала, что у нас появился новый приоритет – знакомство талантливых детей друг с другом, объединение таких детей. Конкурс – это в первую очередь возможность найти новых друзей, которые разделяют твои интересы и ценности. Все-таки в виртуальном пространстве многие из нас немножко другие. А где еще детям находить друзей? В школе, в кружках и на конкурсах. Я знаю, что многие наши участники после конкурса дружат и общаются и это общение часто дает им больше, чем общение со взрослыми. Наши дети – это элита, и от взаимодействия друг с другом они становятся сильнее, они обогащают и стимулируют друг друга.

Ну и конечно, проект направлен на то, чтобы помочь ребенку найти по-настоящему увлекательную книгу. Соревнование – это механизм вовлечения ребенка в процесс чтения. Самый важный этап – это подготовка к конкурсу. Каждый год заявки на конкурс подаются с 1 октября, а сам конкурс стартует 1 февраля, то есть у участников есть целых 4 месяца на подготовку. И  это немного. В эти месяцы мы проводим семинары, вебинары, мастер-классы по актерскому мастерству, помогаем детям и учителям определиться с выбором книги. Нам очень хочется, чтобы дети именно сами выбирали книгу для конкурса, а чтобы выбрать, нужно что-то прочитать. И эти 4 месяца нужны для того, чтобы прочитать хотя бы 5 книг. Мы даже думаем, что было бы правильным перед выступлением спрашивать участников, из каких книг они выбирали и почему в итоге остановились именно на этом произведении. И даже если ребенок будет готовиться к конкурсу, но не выступит на школьном туре, он все равно много получит от участия в проекте. В первую очередь, он научится интересно проводить время с книгой.

– С 2013 года конкурс «Живая классика» стал международным. Дети из каких стран принимают в нем участие? И кто чаще всего побеждает – дети выходцев из России или иностранцы, изучающие русский язык?

– У международного конкурса совсем другие задачи, нежели у российского. Если русским детям конкурс помогает расширить читательский кругозор, то иностранцам – усовершенствовать русский язык, познакомиться с русской культурой и русской литературой. На сегодняшний день в процентном соотношении соотечественников значительно больше, чем иностранцев. Но дело в том, что дети, родившиеся в смешанных браках, живущие в другой языковой среде очень часто владеют русским не лучше, чем иностранцы, изучающие язык. А что касается русских посольских школ за рубежом, то в этом году мы решили, что дети с русскими паспортами будут участвовать во всероссийском конкурсе, они не должны соревноваться с иностранцами, это нечестно.

Если говорить о странах-участницах, то в этом году уже подали заявки Австралия, Аргентина, Тунис, Уругвай, США, Китай, Швеция, Катар, Турция, Канада, Словения, Узбекистан, Ливан, Египет, Греция, Испания, Австрия, Нидерланды, Азербайджан, Украина, Беларусь, Киргизия, Казахстан, Молдова, Франция, Латвия, Сербия, Финляндия, Великобритания, Кипр, Хорватия, Италия, Болгария, Израиль, Иордания, Македония, Чехия, Иран, Словакия, Дания, Польша, Норвегия, Литва, Грузия, Мальта, Бразилия, Бельгия, Венгрия, Палестина, Черногория, Абхазия, Румыния, Албания, Германия, Таджикистан, Армения. Прием заявок продолжается до 1 февраля. Я уверена, что в этом году появятся новые неожиданные участники.

– Можно ли, анализируя результаты и сам ход конкурса, выявить читательские предпочтения современных детей? Какие тексты они чаще всего выбирают и сами ли это делают или это все же результат работы педагогов?

– Для того чтобы выбрать, нужно, чтобы было из чего выбирать. Я, конечно, не думаю, что большинство детей не спросит совета ни у родителей, ни у учителей, спросят и правильно сделают. А задача учителя и родителей не подчеркнуть в тексте то, что нужно зазубрить, а подсунуть ребенку 5–7 интересных книг, из которых он, прочитав, сможет выбрать.

У нас, конечно, есть топы самых популярных авторов: Чехов, Зощенко, Тэффи, Айтматов, Драгунский, Пивоварова, Аверченко, Лидия Чарская, Приставкин, Гавриил Троепольский, Железняков, Валентина Осеева, Борис Васильев, Паустовский, О’Генри, Юрий Яковлев, Владистав Крапивин, Лев Кассиль, Марина Дружинина, Тамара Крюкова, Татьяна Петросян, Наталья Абрамцева, Алексин, Писахов, Владимир Тендряков, Виталий Закруткин, Экзюпери, Ричард Бах, Жюль Верн, Марк Твен, Астрид Линдгрен, Памела Трэверс, Элионор Портер, Майн Рид, Сэлинджер, Рэй Бредбери, Луиза Мэй Олкотт, Сетон-Томпсон, Диккенс, Фраерман.

– Последние годы финал конкурса проводится в Международном детском центре «Артек». Расскажите о том, как проходит этот праздник, и какие награды получают победители?

– Финал в «Артеке» – это очень большое мероприятие, которое продолжается целый месяц. Мастер-классы, встречи с писателями и актерами, отборочные туры, съемки, участие в написании книг. В «Артек» на финал в жюри приезжают звезды первой величины. И сам финал – это театрализованное шоу, на котором присутствует несколько сотен зрителей. Кроме того, мы каждый год организуем интернет-трансляцию, так что шоу могут посмотреть все желающие.

Призы зависят от спонсоров: чаще всего это гаджеты, путевки в детские лагеря и обязательно поездка в Москву. Выступить на Красной площади – за это стоит побороться. Но на самом деле сама по себе поездка в «Артек» – уже огромный приз.

– С ребятами, принимающими участие в конкурсе «Живая классика», работает много взрослых. В 2016 году Вы провели первый Всероссийский форум кураторов конкурса юных чтецов «Живая классика». О чем Вы говорили тогда и планируете ли проведение таких форумов в дальнейшем?

– В каждом регионе России и в каждой стране у конкурса есть свой куратор. Всего 165 человек. И у каждого свои представления о том, как проект должен выглядеть и развиваться, что должны читать дети. В 2016 году у проекта уже был накоплен огромный опыт и множество не проговоренных вопросов. Необходимость проведения общих очных мероприятий назрела, без этого просто невозможно было двигаться вперед. Нам необходимо было сверить стрелки. В 2016 году мы плохо понимали, какой должна быть программа, в основном обсуждали круг чтения, положение, обменивались опытом. А в 2017 году поняли, что всем нам необходимо повышать квалификацию и расширять свой собственный кругозор. На обсуждение вопросов, непосредственно связанных с конкурсом, мы оставили всего 1,5 часа, а все остальные 30 часов слушали лекции о подростковой психологии, участвовали в мастер-классах по актерскому мастерству, анализировали тексты, обсуждали преподавание литературы в школе, слушали обзоры книжных новинок и лекции о детской литературе. Форум оказался необыкновенно продуктивным – это была перезагрузка, у всех участников возникли новые идеи. Оказываться раз в год в одном информационном поле – необычайно важно, без этого невозможно развитие.

– Конкурс «Живая классика» отмечен многими профессиональными премиями и призами. А Вы сами, что считаете самой главной своей заслугой и наградой?

– Награда – дети, которые, вырастая, тем не менее остаются в моей жизни, мои юные друзья. Мне очень интересно, как сложится их жизнь, с некоторыми выпускниками конкурса мы сотрудничаем: дети ведут блоги, записывают аудиокниги, пишут статьи о проекте, проводят мастер-классы для других участников. Вася Архипов снимается в кино и учится на режиссера, Вероника Жукова и Мария Чайка познакомились на конкурсе и вместе поступили на журфак, очень востребован Алексей Лямин, хотя он школьник, Лиза Кочеткова снимается в кино, Аня Анфиногентова играет в театре, Илья Нестеров пишет книгу о Великой Отечественной войне. Я переживаю из-за того, что все-таки уделяю им мало времени, не хватает меня на всех наших участников, но я очень стараюсь сохранить отношения с нашими звездочками. И иногда самые любимые ребята – те, которые не победили.

Премии – награда, конечно. Премии для проекта очень важны. Даже если они не денежные, потому что в любом случае они повышают статус проекта. Телеграмма Президента была очень важной наградой, я ей очень горжусь. А в этом году получили Грант Президента. И очень радостно, что детское чтение поддерживается. Программа поддержки Детского чтения и объявленное Президентом Десятилетие детства – тоже настоящие награды. Необыкновенно приятно видеть, что то направление, в котором я работаю, – приоритетная государственная задача. Значит, все правильно, я занимаюсь нужным делом.

Самая главная заслуга – наверное, то, что нам удалось создать социальный лифт для многих читающих детей из глубинок. Читаешь – можешь попасть в «Артек» и выступить на главной площадке страны – на Красной площади.

– Марина, но ведь Ваша общественная деятельность вовсе не ограничивается конкурсом «Живая классика». Давайте поговорим о других Ваших проектах. Так, например, уже два года Вы проводите Международный поэтический фестиваль «Табуретка» в городе Мончегорск Мурманской области. В прессе его уже назвали самым масштабным поэтическим open-air событием России. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Поэтический фестиваль «Табуретка» – один из моих любимых проектов. Он родился случайно. У меня есть комплекс, что я очень мало полезного делаю в своей жизни, и после меня мало что останется. Всегда завидовала архитекторам, художникам, людям, которые создают что-то материальное, что остается на века. Особенную зависть вызывали скульпторы. Я жалела, что не стала ни скульптором, ни архитектором. И я подумала, что наверняка, таких людей, которым хочется что-то после себя оставить, но они не знают, как, очень много. В то же время существует очень много промышленных городов, где практически нет никаких достопримечательностей. Люди стараются уехать из этих городов, в которых нечем гордиться. Я подумала, что почти каждый житель города знает, какую достопримечательность он хотел бы видеть в своем городе, так и родился конкурс «Литературный след». Суть его была в следующем: обычные люди могли присылать идеи памятников и арт-объектов, которые могут быть созданы в их городах. Жюри отбирало лучшие идеи, которые воплощались профессиональными художниками. Таким образом, у каждого человека появлялась возможность оставить свой след. И вот жительница Мончегорска предложила установить в городе Поэтическую табуретку. Идея такая: табуретка – первая сцена в жизни каждого человека. Именно на кухонной табуретке мы читаем первые стихи. Художники решили сделать табуретку такой, чтобы каждый взрослый мог на ней почувствовать себя ребенком. В итоге, табуретку сделали трехметровой. Ну и нужно же было использовать табуретку по назначению – так появился фестиваль «Табуретка». Он сразу же стал международным. И я, конечно, рассчитываю, что он будет развиваться. Хочется, чтобы появился палаточный городок, чтобы приезжали современные поэты и барды, и медиапоэты, писатели, чтобы по городам Мурманской области странствовал книжный автобус, чтобы во всем регионе проходили литературные квесты, хочу организовать международную поэтическую премию «Табуретка».

– В прошлом 2017 году Вы инициировали еще один интересный проект – «Внеклассное чтение». На одном из них мне даже удалось побывать лично, и это оказалось очень любопытно. Рассказ Александра Куприна «Чудесный доктор» читали писатель Алиса Ганиева, режиссер Сергей Аронин, издатель Сергей Макаренков и ребята – финалисты конкурса «Живая классика». Почему Вы решили перечитать классику вслух? И как подбираете произведения и чтецов?

– Во-первых, взрослые бесконечно спрашивают меня, не планирую ли я проводить «Живую классику» для взрослых и как в ней можно принять участие. Я пока не представляю такой формат для взрослых, но мысль о том, что нужно сделать какие-то взрослые чтения была. Но взрослым, вряд ли, нужен конкурс. Взрослые не так уж и любят соревноваться, да и грамоты им совсем не нужны.

«Внеклассное чтение» не задумывалось, как какой-то серьезный проект. Мы с моим другом Ильей Вольвичем хотели, чтобы наши друзья и партнеры приходили и делали что-то интересное вместе. Так родилась идея чтения по ролям как чего-то объединяющего и дающего темы для обсуждения. Слоган чтений – «Друзья читают для друзей». Тексты для чтений пока выбираю я или их подсказывают участники чтений, например, прочитать «Свадьбу» Чехова предложил солист группы «Звери» Рома Зверь. Мы читаем те произведения, которыми хочется поделиться с друзьями: «Мученики сцены» Фазиля Искандера, «Отец» Бабеля, «Чудесный доктор» Куприна. Виктор Ерофеев с актерами читал на наших чтениях отрывок из своего нового романа «Розовая мышь». У нас нет задачи прочитать полное собрание сочинений какого-то писателя, мы хотим поделиться какими-то интересными текстами, которые хочется обсуждать. Быть зрителем так же интересно, как и чтецом: ты присутствуешь при рождении спектакля. Нам очень повезло с режиссером – Сергей Аронин, режиссер театра Моссовета, невероятно талантлив, он чувствует формат. И каждое чтение с листа с его помощью превращается в произведение искусства, капустником здесь и не пахнет.

На чтениях для нас было важно создать торжественную атмосферу, люди должны приходить, настроенными на прекрасное, поэтому в нашем клубе «Внеклассное чтение» строгий дресс-код: вечернее платье для дам и фраки для мужчин. Забежать в джинсах и свитере на чтения нельзя.

– И еще один проект, о котором хотелось бы рассказать нашим читателям, – это «Всероссийская школьная летопись». Его, начиная с прошлого года, Вы реализуете совместно с генеральным директором группы компаний «РИПОЛ классик» Сергеем Макаренковым. В чем он состоит, и какой отклик получил на сегодняшний день, ведь проект достаточно молодой?

– Этот проект во многом продолжение «Живой классики», потому что читающие дети – это, как правило, пишущие дети. Мы предложили школьникам попробовать себя в роли писателей и издателей – создать и издать собственную коллективную книгу, книгу своего класса. Школьники расскажут о себе и своих друзьях, о самых ярких моментах школьной жизни, попробуют осмыслить свой опыт и помечтать о будущем. Из книг классов сложатся летописи школ. «Всероссийская школьная летопись» будет формироваться в Российской государственной детской библиотеке и в Российской книжной палате, куда поступит по одному экземпляру каждой книги, написанной детьми. И конечно, школьная летопись будет доступна в электронном виде. Книгам присваиваются ISBN-номера, дети станут настоящими авторами и смогут находить свои имена в электронных каталогах библиотек.

Мы думали над тем, как в потоке безумной школьной жизни помочь школьнику остановиться, задуматься, достучаться до самого себя, своих настоящих мыслей и желаний, как подтолкнуть к саморефлексии, спокойному анализу своей жизни, отношений с друзьями, мыслям о том, какими они хотят стать, какими их видят сегодня другие и какие они на самом деле. Нам показалось, что коллективная книга, в которой бы принимал участие каждый, способна сплотить класс, помочь лучше узнать и понять друг друга. Дети будут учиться выражать и формулировать свои мысли и эмоции, поэтому тексты могут подсказать учителю новые способы взаимодействия с учениками, объяснить проблемы, которые существуют в классе и помочь найти ключ к их решению.

Сегодня дети массово ведут публичные дневники–- это их посты в социальных сетях, правда носят они сиюминутный характер, чаще всего пост утрачивает актуальность уже через несколько часов после публикации и «проваливается» в ленте. Задача книги класса собрать, выделить и сохранить из всех этих текстов самое важное.

Возможности проекта огромны: и для ребенка, и для учителя, и для самых разных исследователей: исследователей детской психологии, лингвистов, историков. «Всероссийская школьная летопись» – это такая гигантская база данных о современных детях, которую они сами создадут. Я представляю себе огромное здание, построенное из кирпичиков книг, книг класса, и на входе в здание написано «Школьник 2018: все, что он смог рассказать о себе и своем поколении».

Проект получил очень живой отклик в Чечне, Калининграде, Пензе, Хакасии, Татарстане. В этом году мы планируем издать около 3000 наименований книг, написанных детьми. Принять участие в проекте могут совершенно все школьники, необходимо просто оставить заявку на сайте school-letopis.ru и начать писать свою книгу.

Беседовала Юлия Гнездилова

Источник: Журнал «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ. Навигатор в мире книг», № 2, 2018

http://chitaem-vmeste.ru/interviews/marina-smirnova-nagrada-eto-deti-kotorye-vyrastaya-ostayutsya-v-moej-zhizni/

ждите...
ждите...